Тема: Встречаем птиц. Звук и буква Щ
Возвращаются певцы
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
1. Раскрасить картинки. Спросить у ребенка, каких перелетных птиц он знает (Кукушка, грач, ласточка, журавль, скворец, жаворонок, соловей, утка, лебедь и т.д.). Спросить, почему эти птицы называются перелетными.
2. Упражнение «У кого кто?»
– У грача – грачонок – грачата.
– У утки – утёнок – утята.
– У аиста – аистёнок – аистята.
– У журавля – журавленок – журавлята.
– У дрозда – дроздёнок – дроздята.
- У скворца – скворчонок - скворчата
3. Упражнение «Чей, чья, чье»
Мама предлагает поиграть в игру и ответить:
У утки, чья голова? (утиная)
У соловья, чьи крылья? (соловьиные)
У грача, чей хвост? (грачиный)
У лебедя, чей клюв? (лебединый)
У аиста, чьи перья? (аистиные)
4. Артикуляционная гимнастика
5. Знакомство со звуком Щ
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
Мама: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
Ребенок: Звук Щ
- Изобрази как звучит щетка: Щ – Щ - Щ
- Что делают губы, когда произносят звук Щ? (Губы выдвинуты вперёд и округлены)
- В каком положении язык? (Язык вверху. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. По середине язычка идет теплая струя воздуха)
- Значит звук Щ какой, ГЛАСНЫЙ или СОГЛАСНЫЙ?
- Звонкий или глухой? (глухой)
- Твердый или мягкий?
Ребенок: Согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.
- ЗВУК Щ – всегда мягкий, у него нет твердого «братика»
6. Упражнение «Подели слова на слоги»
- Игра называется «Прохлопай и простучи слово» (ребенок делит слова на слоги, прохлопывая их или отстучав слоговую структуру с помощью карандаша):
ЩИ, ВЕ-ЩИ, ЧУ-ДО-ВИ-ЩЕ, КЛЕ-ЩИ, О-ВО-ЩИ, Я-ЩЕ-РИ-ЦА, БОРЩ, ПЕ-ЩЕ-РА
7. Упражнение «Определи место звука в слове»
Перед ребенком полоска с тремя делениями: Начало, середина, конец слова.
Слова: ЩАВЕЛЬ, ПЛОЩАДЬ, ЩУКА, ЩЕТКА, ПЛАЩ, КЛЕЩИ, ЩИТ, ПЕЩЕРА, ЛЕЩ, ОВОЩИ.
8. Упражнение «Новая буква»
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- На что похожа буква Щ?
9. Работа в тетрадях
В тетради ребенок прописывает букву Щ
На слух записывает слова ЩУКА, РОЩА и «селит каждый звук в домик»
- Сколько слогов в слове?
- Сколько гласных в слове?
- Какой звук ударный?
Не Забываем, что звук Щ всегда мягкий и «живет» в зеленом домике!
Комментариев нет:
Отправить комментарий