воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Тема: Домашние животные и птицы. Звуки «Н» «НЬ» и буква Н

1.      Пальчиковая гимнастика:
Буренушка

Дай молочка, Буренушка (показывают, как доят корову)
Хоть капельку, на донышке.
Ждут меня котятки (делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (снова доят)
Молоко коровье.

Драчливый гусь

Есть у нас драчливый гусь, (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)
Очень я его боюсь. (сжать руки в кулаки и прижать их к груди)
Выгнет шею и гогочет, (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку)
Ущипнуть меня он хочет. (ритмично соединять все пальцы с большим)
2.      Игра «Отгадай-ка»
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).

Мама: А как назовете всех этих животных одним словом?(Домашние)
 Почему этих животных называют домашними? Какую пользу они приносят?
3.      Упражнение “У кого кто?”
Мама: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Итак: Кто у кого?
У кошки – котенок.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок
У свиньи – поросенок.
У коровы – теленок.
4.      Упражнение «У кого что?».
Мама: А у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)
5.      Мама: А еще рядом с человеком живут не только домашние животные, но и домашние птицы. Попробуй, отгадай их!
ü  Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
ü  Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
ü  Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку – спотыкалочку. Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
ü  Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
ü  Звонко время отмечает, утром солнышко встречает.
ü  Вот последний луч потух. Спать пора поет … (Петух).
Мама: Скажи мне, а чем различаются домашние птицы от домашних животных?
Ребенок: У птиц есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапки. А у животных есть морда, хвост, 4 лапки (у лошади, коровы, козы-ноги), тело покрыто шерстью.
6.      Упражнение «Кто чей птенец?»
Цыпленок-птенец курицы.
Утенок-птенец утки.
Индюшонок-птенец индюшки.
Гусенок-птенец гусыни.
7.      Составление рассказа по картине.
Картина закрыта экраном. Мама открывает по одному фрагменту, предлагая ребенку составить по нему предложение. Затем, ребенок составляет рассказ по картине в целом.

8.      Артикуляционная гимнастика
9.      Игра «Знакомство со звуком «Н» «НЬ»
Мама: Отгадай загадку
Два ножа, два кольца,
А по середине гвоздик. Ножницы.
- А какой первый звук в слове Ножницы? (Ребенок: Н)
Предложить ребенку произнести звук «Н» перед зеркалом.
Предложить ребенку спеть звук «Н». подвести к выводу о том, что звук «Н» петь нельзя, потомучто ему мешает язык.
- Запомни! Звук «Н» - согласный (потомучто не может петь), твердый (потомучто, звук Н звучит твердо, как будто стукнули по камню (кирпичу), звук Н звонкий (потомучто голосок звенит (положить ладошку на горлышко, произнести звук Н и почувствовать, как задрожал голосок в горле)). И жить он будет в синем домике.

В широкой синей шляпе
Коричневой рубашке,
Врунишка, замарашка,
Девочек обижал,
В Солнечном городе проживал (Незнайка).

- Правильно. А какой первый звук в слове Незнайка? НЬ.
- Давай вместе произнесем звук НЬ: "НЬ-НЬ-НЬ"(пред зеркалом)
- Когда мы произносим звук НЬ, что происходит с нашим ртом? (губы растянуты в улыбку, а кончик языка касается верхних передних зубов; горлышко работает, дрожит, звенит). Значит звук НЬ тоже согласный, звонкий.
- А как ты думаешь, чем отличается звук Н, от звука НЬ? Послушай, как они звучат: ННН; НЬНЬНЬ. Правильно, звук Н звучит твердо, как будто стукнули по камню (кирпичу), а звук НЬ звучит мягко, как будто коснулись подушки, мягкого перышка.
- Итак, значит звук Н – твердый («живет» в синем домике), а звук НЬ – мягкий, «живет» в зеленом домике.
10.  Игра «Оживи звук»
- Когда я подниму синий домик, звука Н, ты должен произнести твердый звук ННН
- Когда я подниму зеленый домик звука НЬ, ты должны произнести мягкий звук НЬНЬНЬ
11.  Игра «Повтори»
На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс.
На-на-на                                                       Но-но-но
На холме сосна.                                           На дворе темно.

Ны-ны-ны                                                     Онь-онь-онь
На небе нет луны.                                        Зажигай огонь.
12.  Упражнение «Буква «Н»
Мама: Что такое буква, звук? (букву мы видим, а звук мы слышим).
Посмотри внимательно, это буква Н. На что похожа буква «Н»?
Н
На букве Н я как на лесенке.
Сижу и распеваю песенки.

Мостик есть меж стройных башен,
Между двух высоких стен!
Вам любой волшебник скажет:
Этот замок – буква Н.
13.  Игра «Прочитай-ка»
АН; ОН, УН, ИН, ЭН, ЫН
НА; НО; НУ; НИ; НЭ; НЫ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Тема: День Победы. Звук и буква Ш 1.      Пальчиковая гимнастика: «Солдаты» Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты. Указа...