Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по
развитию фонематический процессов:
«Угадай что звучит»
Цель: развитие слухового восприятия, памяти,
представлений.
Начинаем с
неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите
ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли
ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во
время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание,
формирует представления ребенка о звучании различных предметов.
В такую игру
можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас
дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки,
звучащие/пищащие игрушки).
Также
показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло,
пластик, дерево, металл).
«Жмурки»
Цель: развитие слухового внимания, различения
направления звука.
Ребенок
с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в
колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам
передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.
«Постучим»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия,
воспроизведение ритма.
Попробуйте
сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР
неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах,
в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний,
неправильное произношение слов, замены слогов.
Задание:
простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить.
Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с
закрытыми глазами.
От
неречевых звуков переходим к речевым!
«Правильный банан»
Цель: развитие фонематического
слуха, восприятия, представлений.
Развиваем
у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку
какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово
нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан?
Это ваван? Это банан!».
Можно
произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что
произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное
знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта
произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!
«Исправь меня»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия,
внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Читаем любые
детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву.
Ребенок должен услышать ошибку. Например:
Зайка
серенький сидит
И
ушами шевелит.
Зайке
холодно сидеть,
Надо
лампочки погреть.
***
Кот
плывет по океану,
Кит
из блюдца ест сметану.
***
Стужа.
Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..
Своей
младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Аналогично:
«Съедобное - несъедобное»
Даем ребенку
ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают
съедобные предметы. Например:
Картошка.
Ложка. Окрошка.
Апельсин.
Блин. Мандарин.
Конфета.
Котлета. Ракета.
«Саймон говорит»
Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем
действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами
повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или
тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).
Например:
«Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»
«Глухой телефон»
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия,
внимания.
Помните эту
старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите
на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма
игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше
вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть
можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно
просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п.
Внимание! Не давайте ребенку
слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!
Игры из серии
«запомни слова».
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия,
памяти.
«Попугайчики»
Предлагаем
ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово
к цепочке. Цель игры: запомнить, как можно больше слов подряд. Ошибся – игра
окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки
после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и
делать упор на слуховую память.
Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол,
зонт, суп, нос, стул. И т.п.
Слова могут
быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).
Не забываем об игровом сюжете.
Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд
слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить
новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.
Еще
лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и
называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется.
Начинаем заново.
Также
можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно
будет найти ошибку.
«Пары слов»
Теперь даем
пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем
называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем
задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие
смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).
Цель: развитие фонематического слуха, восприятия,
внимания.
Взрослый
произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть,
если услышит другой слог.
И еще - Учите стихи!
Только
после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и
играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале
слов.
Все
эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть
можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п.
Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не
забывайте, что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и
весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку
она никогда не надоест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий