Что
такое фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое
недоразвитие (ФФН) – нарушение
процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых
нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН
характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой
структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения
навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексииу
детей школьного возраста.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН
представлены смешением и заменами звуков или искажением звуков. Наиболее часто
отмечаются замены сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на
[т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть, когда один звук может
служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [с´], [ч
], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их
неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится
правильно, в других – заменяется близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения
будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме
(артикуляторно-акустическая дисграфия).
Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у
ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить
звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.
Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со
стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов
отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука
внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться
нечеткость артикуляции.
Наряду с нарушениями вербального характера, детям с
ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость
произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно
на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное
течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной
деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий