Взаимосвязь остеопатии и логопедии
Остеопатия - это самостоятельное направление
медицины с целостной системой диагностики и лечения. Врач-остеопат обладает
глубокими знаниями анатомии и физиологии человеческого тела, тонкой
чувствительностью и большим набором диагностических и лечебных методик.
Основной принцип остеопатии – это взгляд на человеческий организм как
на единую саморегулирующуюся систему, единый живой механизм. Костно-мышечная,
нервная и органная системы тесно взаимосвязаны и реагируют как одно целое.
Другой важной особенностью остеопатии является лечение первопричины заболевания, а не его симптомов, так как очаг
боли чаще всего находится далеко от источника проблемы. Еще одно важное отличие
остеопатической коррекции заключается в том, что применяемое лечение направлено
на активацию внутренних ресурсов организма
к самоизлечению и на помощь в адаптации к неблагоприятным условиям жизни,
тяжелой умственной и физической работе. Философия
остеопатии заключается в том, что тело имеет неисчерпаемые возможности к
самокоррекции и мобилизации внутренних сил.
В логопедической практике процесс
коррекции речевых нарушений идёт, как правило, по пути постановки
звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над
связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Успешно
справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и
становиться полноценными членами общества, может только логопед, да и то не во
всех случаях. Логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь детям
своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не
справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми
нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для
одного логопеда не достижимы.
Ключевыми
аспектами работы остеопатов в логопедической сфере являются: последствия
родовых травм и энцефалопатий, задержки психоэмоционального и физического
развития детей, отставание в учебе, неврозы, ортопедические нарушения —
нарушения осанки, сколиозы, дисплазия тазобедренных суставов и др., проблемы
уха, горла и носа, различные нарушения речи. Тяжелые нарушения речи имеют
разные и глобальные причины. Иногда одну доминирующую причину расстройства
можно обнаружить. Но в большинстве случаев причин может быть несколько, и
степень их взаимного участия проследить не представляется возможным.
К основным
причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка, в
основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин
начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми
родами и травмами в раннем детстве ребенка. Установлено, что 10 % новорождённых
имеют серьёзные травмы, полученные либо до, либо в процессе родов и видимые
невооружённым глазом, а 82% новорождённых имеют проблему без симптомов и без
явных признаков. Поэтому, не уделив внимание проблеме вовремя, то есть в первые
годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются,
приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в
обучении и социальных контактах, проблемы с речью.
Наиболее частыми причинами нарушения звукопроизношения являются дистония речевой
мускулатуры, аномалии развития мышц языка, укорочение уздечки языка, нарушения
и аномалии развития челюстей и т.д. Было установлено, что одной из главных
причин дистонии мышц языка и артикуляционной мускулатуры может быть травма шейного отдела позвоночника.
Родовая травма шейного отдела позвоночника может приводить к изменениям на
уровне шеи и ротовой полости. В дальнейшем указанные изменения приводят к
целому ряду характерных логопедических нарушений. При появлении самостоятельной
речи основной отличительной ее особенностью является смазанность,
“кашеобразность”, неспособность переключения с одного звука на другой.
Нарушение речевого дыхания, ритмики речи, произнесение звуков со сжатыми
зубами, замедленная мелкая ручная моторика. Смещение верхних позвонков у
грудных детей в процессе родов ведет к перераспределению мышечного тонуса
передней и задней групп мышц шеи. Это, в свою очередь, приводит к изменению
положения подъязычной кости и изменению положения тонуса и положения языка.
Неправильное положение языка в ротовой полости нарушает глотание, фонацию и
ведет к формированию ортодонтических, логопедических, когнитивных и
соматических проблем.
Квалифицированный остеопат в состоянии за несколько
сеансов выправить череп, поврежденный
и деформированный во время родов, нормализировать
работу шейного отдела позвоночника. Тем самым снимается напряжение мозговых
оболочек, создаются условия для комфортного
функционирования мозга.
После нескольких
сеансов у остеопата происходит заметная нормализация функций: наблюдается
увеличение словаря, улучшается понимание речи, зрительного и слухового внимания
и памяти, логического и пространственного мышления. То есть создаются условия,
база для развития при коррекции речевых нарушений логопедом. Остеопатическое лечение детей создает
предпосылки для нормализации работы нервной системы, создаёт предпосылки для
интеллектуальной и психической деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий